[hideprofile]

Культура 80х в маггловской Британии. Лондон 80х.

От Пауло Седутторе, автора “12 беспроигрышных шагов завоевать сердце ведьмы

В Британии восьмидесятых кипит жизнь. Все лучшие шедевры синти-попа и панк-рока созданы именно под небом Соединенного Королевства. Синтезаторные боевики, оживленные зрелищным видео, ознаменовали «второе нашествие британцев». Не менее значим вклад неформалов Туманного Альбиона в моду нашего времени… Но для самого Лондона это десятилетие выглядит весьма и весьма неоднозначным.

[indent]Семейный бизнес - все!
Каждый, кто хотя бы раз бывал в Лондоне, отмечает то, как много в нем прогулочных кварталов и ярких витрин, где за каждой дверью, скрывается кафешка или магазин, которому вот-вот должно перевалить за сто, а хозяева здесь носят одну и ту же фамилию, перенимая по наследству семейный бизнес. Настоящая мечта буржуазии! Правда, начиная с конца семидесятых и начала восьмидесятых, семейным “лавочкам” приходит конец. Крупные сетевые магазины и рестораны стремительно стали вытеснять своих слабых и “пожилых” конкурентов. Обувные лавки, угловые магазины, уютные книжные, что еще вчера кормили, одевали и снабжали Лондон, теперь стремительно закрываются. Закрытые и заброшенные, эти печальные памятники будут еще долго пустовать, грустно зияя чёрными окнами.

[indent]Мэгги Тэтчер
Любимица всего мира, но горький привкус чая на губах всех жителей Великобритании. Маргарет Тэтчер - премьер-министр, вступивший в свои должностные полномочия 4 мая 1979 года. Она только начала свое победоносное правление, но профсоюзы уже начали ее бояться, британские подданные начали стремительно покупать в свои владения акции, а нуждающиеся в крыше над головой - наконец ее обрели. Правда, Маргарет совсем не знает, что делать с растущей, как снежный ком, безработицей, угрожающими забастовками, кошмарным ростом наркомании и семейных разводов. А ее налоги больше душат, чем помогают. Особенно ярко промышленный спад и запустение отражаются на портовых районах вроде Собачьего острова - закрытые ворота, пустые доски объявлений и ироничная надпись «Don't Cry For Me Maggie Tatcher»!

[indent]Лондонская “труба”
Подземка Лондона - это не просто способ быстрого передвижения по столице, но и настоящее сердце субкультурного движа. В 80-х годах в лондоском метро собираются неформалы, подростковые банды и любители выкурить косячок другой. Потому что в лондонской подземке в 80х годах можно пить, курить и ругаться матом. Тут никого не удивишь розовым ирокезом и дырками на джинсах.

[indent]Коммунальная квартира
В семидесятых и восьмидесятых годах Лондон заполнен бедной молодежью, пытающейся найти свое место под солнцем. Среди них художники, музыканты, писатели, дизайнеры, будущие политики и все они бедны, как церковные мыши. Экономическая ситуация в стране не позволяет им даже в своих снах снять приличную квартиру за демократичную цену, а потому все они ютятся в, так называемых, сквоттингах.  На рабочих окраинах много расселённых домов, на снос которых у местных властей нет средств и времени, а инвестировать в землю на отшибе никто не хочет. Романтики, таланты, авантюристы, геи и прочие отверженные облюбовали эти места для себя, где и проживают все вместе. Романтика!

[indent]Главные племена моды
Чья бы корова мычала, магглы, когда речь заходит о причудливых нарядах. Ваши субкультуры в восьмидесятые такие странные! Лондон словно захватили шесть разных племен: новые романтики, готы, хай-кэмп от Ли Боуэри, глэм-фетиша от Пэм Хог и кичливого стиля «буффало», продвигаемого Рэем Петри. Когда гуляешь по Лондонским улицам, начинает казаться, что Хэллоуин перекочевал из Америки в Британию. И все почему-то обвиняют Дэвида Боуи! Кстати, кто это?

[indent]ПАНК-КУЛЬТУРА: зародилась панк-культура в середине семидесятых годов в Великобритании и захватила мир со скоростью, которой позавидует твоя новая спортивная метла, салага! Предшественницей, оказавшей значительное влияние на формирование субкультуры, стала анархия, где основная мысль проста, как пять галлеонов - никакой власти, никакой иерархии, никаких правил. Ситуационизм - еще одно модное движение из прошлого, созданное интеллектуалами и авангардистами, тоже вложило в панк львиную долю своей идеалогии. Критика капитализма и партийной бюрократии - это панки позаимствовали у своего старшего брата. Анархизм и ситуационизм пронизывают британскую культуру песнями Sex Pistols, нарядами Вивьен Вествуд и визуалами Джейми Рида. Нигилизм и марксизм придают панку революционное рвение, минимализм - простой, урезанный и прямолинейный стиль. Политика рабочего класса Чарльза Диккенса и неромантические изображения бесправной уличной молодежи во многом отражаются в британском панке. Находясь под влиянием битников, таких как Джек Керуак, Уильям Берроуз, Аллена Гинзберга, панк проникает на книжные полки всего мира американскими мемуарами Джима Керрола. Так что если ты процитируешь великого Керрола перед девчонкой из Пуффендуя, чьи родители-дантисты не в силах совладать с ее анархичным характером, есть большой шанс, что тебе перепадет.
[indent]А вот панк-рок родился в гаражах и заявил о себе, как о противнике мейнстримных движений семидесятых годов: диско считается поверхностным, хэви-металл, арена-рок и прогрессивный рок - “напыщенными”. Кроме гаражного рока, панк-рок обязан своим звучанием и идеологией The Who, The Kinks, чье высокомерное отношение к другим жанрам и агрессивное инструментальное исполнение навсегда вплелось в ДНК целой субкультуры. Советуют ознакомиться с ними, салага, прежде чем спускаться в подземку Лондона, иначе тебя вычислят быстрее, чем ловец снитч на поле для квиддича.
[indent]На панк-сцене очень популярны вызывающие футболки с оскорбительными принтами, такие как футболка с надписью «DESTROY», в которой изображено перевернутое распятие и свастика. Ещё одна футболка, популярная в субкультуре, представляет собой рисунок Белоснежки, которую насилуют пятеро гномов, а двое оставшихся занимаются анальным сексом (называлась «Snow White and the Sir Punks»). Такие футболки, как и другие предметы панк-одежды, зачастую порваны намеренно (не удивляйся, это не они нищие, а ты - деревенщина). Другие предметы в ранней британской панк-моде включают в себя: кожаные куртки, блейзеры и рубашки, покрытые нашивками и значками с различными лозунгами (например, «Только анархисты хороши»), кровью, пятнами и дерзкими изображения. Кроме того, нередко в гардеробах панков можно встретить шипы, лезвия от бритв, бандажи, английские булавки.

[indent]НЬЮ-РОМАНТИК: когда панк начал умирать, поклонники Дэвида Боуи нарядились в гламурные шмотки. Основной идеей нью-романтик - идея самовыражения. В противовес панку, что несет в себе откровенный политический посыл, нью-романтик не делал никаких провокационных заявлений. Общий вид нью-романтик, как правило, весьма карикатурный: гротескный аристократизм, подчеркнутая андрогинность, образность, связанная с научной фантастикой. Сам неоромантизм появился благодаря клубам Billy’s на Дин-стрит, где регулярно проходят тематические глэм-дискотеки и концерты, Roxy Music и Blitz Club на Грейт Куин стрит. А в одном из Эссекских клубов впервые выступили Depeche Mode, классные ребята с великим будущим (мне гадалака нашептала, их в немагическом Лондоне даже больше, чем в Косом переулке). Неоромантистов из толпы выделяет не только яркий макияж, но гардероб - кружева, платья, блузы с бантами, мягкие линии, прозрачные текстуры и воланы.
[indent]Музыка этого направления берет свое начало от психоделического краут-рока шестидесятых, объемного глэма и электронного минимализма, но при этом ты вряд ли услышишь на пластинках неоромантистов рев гитар, потому что их сместили с пьедестала плавные клавишные, а место “живых” ударных заняли драм-машины. Музыка нью-романтик представляет собой электропоп и, как правило, побуждает на то, чтобы под нее подвигаться. И если панк-рок активно критикует диско, фанк и ритм-энд-блюз, то неоромантики встроили эти направления в свое ДНК, подарив им новую жизнь. Главными звездами нью-романтик арены по праву считаются Duran Duran. Так что, волшебник, если вдруг увидишь их пластинку в магазинах Лондона, то хватай ее быстрее, потому что поклонницы не дремлют. Duran Duran создают мощные, запоминающиеся поп-композиции, нередко с претензиями на артовость и концептуальность.

[indent]БУФФАЛО: Слышал про Рэя Петри? Нет? Ну, тогда даже не пытайся подкатить к магглорожденным модницам, дурила. Рэй Петри - это Бог стиля, скажут тебе они и упорхнут от тебя подальше на своих канареечного цвета туфлях. Создатель стиля “буффало”, Рэй Петри, однажды удачно миксанул этнические мотивы и глэм-культуру. Вместе со своими друзьями он создал целую поп-культуру молодых людей-бунтарей. Их дерзкая натура проявляется не столько в поведении, сколько во внешнем виде, — их стиль вдохновлен духом улиц. Никакой прилизанной моды, все очень функционально и довольно жестко. Пока глянцевые журналы показывают выхолощенные картинки, отражающие элитарную моду подиумов, Петри предлагает собственное видение, смешивая классические костюмы с ковбойскими сапогами, бомберы MA-1 — с беретами в духе Че Гевары, а этнические аксессуары — с ботинками Dr. Martens и sportswear. Соединение в одном образе спортивный костюм в паре с отполированными до блеска брогами, мужчины в юбках — Рэй воплощает в жизнь идеи, на которые до него не решались другие, и задает импульс целому культурному объединению.
[indent]Так что если вдруг захочешь впечатлить девчонку, то отбери у своей младшей сестры юбку-карандаш, а у бабули свитер в крупную вязку, нацепи все на себя и наблюдай за тем, как быстро ты превращаешься в сорокалетнего девственника, потому что только наглухо отбитая или в стельку пьяная барышня теперь с тобой переспит. Но не переживай, в Шотландии тебя примут за своего и, возможно, тебе не придется умирать в одиночестве, потому что стиль буффало вдохновлен именно шотландцами с их ревностной любовью к яркой клетке, массивными кожанными сапогами и теми самыми бабушкиными свитерами. Не забудь волынку! И я не про ту, что у тебя в штанах, салага.